22

Что такое состав Line-X которым бронируют (защитное покрытие) автомобиль?
0

Автор вопроса: iva4980
10 месяцев 26 дней
         
         
Спрятать статью

 ПРОВЕРЕНО: СТОИТ АВТОМОБИЛЮ, ПОКРЫТОМУ ЗАЩИТНЫМ ПОКРЫТИЕМ LINE-X, ПОЯВИТЬСЯ НА ПУБЛИКЕ, КАК СРАЗУ ВОКРУГ НЕГО НАЧИНАЕТ СОБИРАТЬСЯ НАРОД. ПРИ ЭТОМ МАРКА МАШИНЫ, ЕЕ ВНЕДОРОЖНАЯ ПОДГОТОВКА — ВСЕ ЭТО ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. БОЛЬШЕ ВСЕГО ВСЕХ ИНТЕРЕСУЕТ ИМЕННО LINE-X. ЧТО ЗА СОСТАВ? КАК НАНОСИТСЯ? СКОЛЬКО СОХНЕТ? МЫ ОТПРАВИЛИСЬ ТУДА, ГДЕ МАШИНЫ ПОЛУЧАЮТ ВТОРУЮ КОЖУ.

Самое сложное и долгое, как, собственно, при любой окраске, — подготовить машину к нанесению покрытия. Надо снять множество навесных элементов: фары и фонари, стекла, бамперы и т.д. и т.п. Затем приступают к «порче» того покрытия, что имеется. Только представьте: вы отдаете свой нормальный, не битый автомобиль в руки тех, кто начинает мелкой наждачной бумагой уродовать его сверкающее лакокрасочное покрытие — матировать его. Жалко! Но такова технология всех окрасочных работ. Покрытию надо придать шероховатость для лучшей адгезии того состава, что будет нанесен сверху. Так что порча краски тут только на пользу, хотя, конечно, к этому надо быть морально готовым.

Все детали, которые надо уберечь от Line-X, закрывают. Например, бумагой. В этом тоже нет ничего необычного. Иногда заказчики просят покрыть составом и колесные диски. И получают решительный отказ. Дело в том, что Line-X — это далеко не то же самое, что обычная автомобильная краска. Толщина слоя тут измеряется не в микронах, а в миллиметрах! Нормальный слой на кузове имеет толщину порядка 1,5 мм. Если речь идет о раме, элементах силового обвеса, то этот параметр может доходить до 2,5 мм. (Вообще, Line-X был придуман американцами для защиты металлических емкостей от различных агрессивных сред, от жестких механических воздействий. Например, внутренности кузовов карьерных самосвалов покрывают Line-X толщиной 6-8 мм. Срок службы такого кузова, очень недешевой детали, увеличивается в 1,5-2 раза.) Причем толщина эта неоднородна по площади нанесения: где-то чуть толще, где-то чуть тоньше. При таких условиях отбалансировать колесо, диск которого обработан Line-X, будет непросто. Поэтому диски лучше составом не покрывать. Заметим, что на внедорожник типа Nissan Patrol Y61 идет порядка 40 кг состава. При обычной окраске это число меньше на порядок.

Открытый металл грунтуют кислотным грунтом.

Line-X — двухкомпонентный полиуретановый состав. Состав А — изоцианат, состав В — полиуретан. Смешивают их в равных объемах. Но только не заранее, как, например, обычную краску и растворитель! Как только компонент А встретится с компонентом В, начнется химическая реакция, в результате которой происходит быстрая полимеризация смеси. Секунд десять — и готово — получите монолит. Поэтому смешно слышать просьбы от некоторых клиентов продать им компоненты Line-X для самостоятельной подкраски автомобиля. В гаражных условиях такое совершенно невозможно! Лучшее, что вы сможете получить, это баночку с составом, в которой вечным памятником вашей самонадеянности застынет кисточка, что вы даже не успели донести до кузова автомобиля.

Но где же происходит смешивание А и В? В окрасочном пистолете. Он совсем не похож на обычный пневматический краскопульт, хотя сжатый воздух в него тоже подается. Но вовсе не для того, чтобы распылять состав.

Перед нанесением оба состава нагреваются до 65-70° С, для чего служит специальный аппарат. Насосы, работающие от сжатого воздуха, выкачивают компоненты А и В из своих емкостей, пропускают их через чудо-машину и сливают, не смешивая, обратно. Мне это немного напомнило аппарат искусственного кровообращения, только чистота вокруг, разумеется, не та. «Хирурги», т.е. маляры, тем временем готовятся к «операции».

Наконец, все готово — можно начинать. Кузов обезжиривается, мастер берет в руки бластер для распыления Line-X, ему ассистирует пара человек, поскольку толстенный шланг, больше напоминающий пожарный, также с подогревом, длиной 10 метров, в одиночку вокруг машины не потаскаешь. Примерно с полутора метров начинается обработка кузова. Как видите, совсем не те расстояния, что при традиционной окраске. Внешне все похоже: факел краски летит на автомобиль, однако главная роль в переносе состава тут отводится не воздуху, а давлению в 140 бар, под которым смесь вылетает из сопла пистолета. Воздух лишь помогает жидкости не задерживаться в распылительной головке, ведь, напомним, что схватывание смеси происходит быстро.

Едва однократно покрыв деталь (часть кузова), можно приступать к нанесению второго слоя. Собственно, количество слоев может быть разное, все зависит от того, какую защиту требуется обеспечить. Проверено, что один слой, толщиной около 0,5 мм, не обеспечивает гидроизоляцию, влага беспрепятственно может проникать к металлу, вызывая со временем его неизбежную коррозию. В два раза более толстый слой уже заметно лучше, но в нем все еще присутствуют отдельные поры. Полтора миллиметра — идеальная толщина, как установлено опытным путем. Напомним, что детали, подвергающиеся усиленному механическому воздействию, целесообразно покрывать Line-X большей толщины.

Защитное покрытие Line-x

Как нетрудно подсчитать, 1,5 мм соответствуют трехслойному покрытию. Именно последний слой придает покрытию характерный шероховатый вид. Весь секрет в том, что его наносят с большего раза в полтора расстояния и короткими импульсами. В результате, вероятно, состав слегка полимеризуется уже в полете, плюс резкие движения пистолета приводят к появлению характерной шагрени, так интригующей всех, кто видит готовый автомобиль. Шероховатость покрытия отлично скрывает некоторую неравномерность нанесения Line-X (это все-таки совсем не краска), и, главное, на таком покрытии практически не образуются царапины в результате механического воздействия. А именно для этого в первую очередь и обрабатывают кузов Line-X, хотя некоторым нравится сама фактура покрытия, а защита их мало интересует. Размер пупырышек, или градация шагрени, зависит от расстояния, с которого наносится состав, от его температуры, давления и методики нанесения.

Какого же в итоге цвета получится автомобиль?

Состав А похож по цвету на мед или эпоксидную смолу, состав В — чуть розоватый. Но в него можно добавлять различные красители, чтобы придать машине нужный цвет. Как правило, заказчики не стремятся получить после обработки Line-X автомобиль, точно совпадающий по цвету с первоначальной, заводской, окраской. Но иногда нужно получить тот или иной оттенок достаточно точно. Эта обязанность возлагается на финишное покрытие, на четвертый слой. Полиуретановый состав марки Du Pont способен удовлетворить самые изысканные цветовые предпочтения заказчика, поскольку колеруется в соответствии с каталогами по подбору цвета RAL или номером краски завода-изготовителя. Цветовая палитра составляет около 70 ООО оттенков. Тут речь идет уже о микронах, обработка ведется обычным пневматическим краскораспылителем, сушка занимает 1-1,5 часа на воздухе. Поэтому при ремонте автомобиля возможно очень точно попасть в цвет, подкрашивая те или иные элементы кузова. Кстати, ни в коем случае не стоит пробовать подкрашивать машину, обработанную Line-X, или даже красить ее целиком, используя обычные автомобильные эмали. Коэффициент температурного расширения всех слоев, нанесенных на металл, должен быть одинаковым, иначе неизбежно отслаивание материала. Только полиуретановая краска дружит с Line-X, простая автоэмаль — нет.

Осталось, наверное, ответить на вопрос, который звучит неизбежно у всех, кто осматривает машины в прикиде от Line-X. Сколько стоит? Зависит, разумеется, от автомобиля -чем он больше, сложнее по кузову, тем дороже. Например, «задуть» упомянутый Nissan Patrol Y61, на обработке коего мы и побывали, стоит около 140 ООО рублей. Сумма эквивалентна той, что попросят в лакокрасочном цехе обычного автосервиса. Так что вполне резонно подумать, чем покрывать автомобиль, коли речь зашла о его окраске. Конечно, если вам нужны блеск и лак, то Line-X не для вас. Но среди любителей оффроуда таких людей, пожалуй, не найти.

Источник: биби21.рф/tyuning/zashhitnoe-pokryitie-line-x.html

18
Защитные покрытия Line-X обладают отличной адгезией (прилипанию) к металлу, пластику, резине. Обладают высокой степенью твердости «D по Шору», позволяющую противостоять сильным ударам, и высоким сопротивлением на разрыв до 6 000 ... Показать больше...