86

Как Вы считаете, есть ли Бог?
0

Однозначно, есть
3180
Верю в Бога, но не молюсь ему
1032
Что то такое есть на этом свете
917
Я атеист
631
Трудно сказать
400
Ваш вариант ответа
240
Его нет. Если бы был,то не было бы несчастий
179
Проголосовало: 6579
Автор вопроса: Темур Камалов
6 лет
         
         
Спрятать статью


Дискуссия на тему есть ли Бог.                                                                                                           6
 
Просьба к пользователям не ругаться между собой в этой теме. Каждый прав по-своему.


Автор:  Антон Васильев
Источник:  relicsofisrael.com
 
 
 
Бог в религиях мира
 
Что же такое Бог? Бог есть Высшее существо. Бог есть Творец мира. Это наиболее полные понятия отражающие сущность, суть такого сложного и многогранного понятия, как Бог. Представление о Боге зародилось на заре человеческой истории, оно развивалось и претерпевало эволюцию в связи с возникновением новых социальных явлений, институтов, сфер деятельности человека: семья, государство, войны, налогообложение, право, возникновение рынка форекс, появление бухгалтерского сопровождения, возникновение профессии адвоката и т.д. Каждое новое общественное явление, новая сфера деятельности человека будь то семья, война, налогообложение, валютный рынок форекс, появление адвокатов, бухгалтеров, возникновение в связи с этим услуг адвоката, услуг по бухгалтерскому обслуживанию предприятий влияло на эволюцию понятия Бог.
 

 

Представление о Боге (теизм) естественно возникает как ответ на вопрос о Первопричине мира, где мир (т.е. все, что есть в этом мире) понимается как результат созидания (креационизм). Если же мир понимается как последняя инстанция, который был всегда, есть и будет, то представление о Боге утрачивает свою необходимость (атеизм). Понятно, что "определения" Творец мира и Высшее существо - взаимосвязаны. Только творец мира - всего, что есть - может быть Высшим существом.  Бог, как творец мира, является высшим идеалом для всего, первопричиной для всего, как высшее существо Бог является последней целью. Как творец мира, Бог транцендентен этому миру, т.е. "находится вне" этого мира. Как высшее существо, Бог является высшим совершенством, высшей инстанцией бытия и власти во всякой иерархии. Поскольку Бог транцендентен миру, он "находится вне" времени и пространства, иначе говоря, он ничем не ограничен (поскольку всякое ограничение есть ограничение времени и пространства) - бесконечен.

 
В то же время, сущность Бога непознаваема:
 
  • 1) потому, что Бог как Творец мира транцендентен этому миру;
  • 2) поскольку мы, познающие Бога, являемся далеко несовершенными и конечными существами.
Но каким же образом возможно познание Бога, если сущность Бога для нас непознаваема? Только через откровение, своими усилиями человек не может познать Бога, но Бог может открыть себя в откровении кому пожелает. Таким образом, в строгом смысле "определения " Бога как Высшего существа и Творца мира - не являются определениями его сущности, но только способами указания на Бога по аналогии и коренится в изначальной дилемме: "Наш мир является результатом Творения (креационизм) или является последней инстанцией - был есть и будет всегда"? В частном случае, Бог как Творец мира является творцом человека. Из взаимоотношения Бога и человека вырастают различные определения Бога как нравственного устроителя мира. Бог - «в религиях мира высшее, создающее и устраивающее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединённых принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и космосу в целом, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития — представления первобытных народов о силах, действие которых по-разному локализуется на панораме мирового целого» (Большая Российская Энциклопедия).
 
  • По другому распространённому определению, Бог — «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения». «Новейший философский словарь» дает нам следующее определение, понятие Бога  — «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания».

 

Философская энциклопедия В.Кемерова говорит нам, что слово «Бог» имеет общеарийское происхождение от слова «баха», которое имеет значения «благо», «одарение», «наделение». Митрополит Антоний Сурожский также высказывает мнение, что «Русское слово Бог, насколько нам известно, происходит от санскритского слова bhaga, которое значит богатый…».
 
Понятие Бога в большинстве религий — личностное существо (в христианстве един в трёх лицах, Троица), однако в некоторых религиозных учениях (имперсонализм) Бог безличен. Конкретные качества Бога или богов различаются в различных религиях. Культурно-исторически оформленное представление о богах или Боге — центральное понятие в религиях, а люди, разделяющие те или иные религиозные взгляды, — называются верующими или исповедующими данную религию. Представление о множестве богов называется политеизмом. В этом случае бог — любой из множества могущественных надприродных существ (в этом случае слово пишется со строчной буквы).
 
  • Политеистические религии были особенно распространены на ранней стадии развития человеческой цивилизации (язычество), например в Древней Греции и Древнем Риме. Политеистической является также древнеславянская мифология. Политеистические верования присутствуют в индуизме.

 

  • Представление о едином универсальном вездесущем и всемогущем Боге (с прописной буквы) называется монотеизмом. Примерами монотеистических религий являются христианство, ислам и иудаизм. Представление о Боге такие религии, как правило, формируют путём истолкования исходящего от Бога Священного писания. В монотеистических религиях Бог — центральная фигура, всемогущая высшая личность, Творец, создавший мир и всё живое в нём. Отображая концепцию абсолюта, считается вечным, бессмертным, вездесущим, всезнающим и т. д. Он есть абсолютное добро и любовь. Бог — самобытен, вечен, непознаваем.

 

  • Существуют религии, фактически не использующие понятие Бога, например, буддизм и джайнизм.
  • Существуют системы, признающие существование Бога в той или иной форме, но отрицающие его власть или же собственно монотеистическую концепцию — богоборцы, некоторые сатанисты, неоязычники и т. п.
  • Отрицание существования Бога называется атеизмом, а люди, разделяющие эту точку зрения — атеистами. Существуют мировоззренческие системы, отрицающие существование Бога, но утверждающие его необходимость — богоискательство, богостроительство.
  • С другой, трансрелигиозной позиции, Бог — персонализация Закона «возлюби», действующего во всех возможных вариантах измерений пространства, времени и информации, нарушение которого приводит к различного рода страданиям.
 
В иудаизме, христианстве, и исламе — присутствует идея Единого Бога - это называется монотеизмом. Единобожие также присутствовало в зороастризме, а одной из первых монотеистических доктрин была, по всей вероятности, религия Эхнатона в Древнем Египте. Монотеистические тенденции находят и в политеистических в целом религиях. На основании различных свидетельств, среди историков иногда употребляется термин «неопределённый монотеизм».
 
Древнегреческий философ АнаксимандрДревнегреческий философ Анаксимандр описывал «Апейрон» (неопределённое), из которого произошло всё сущее. Согласно представлениям Библии, культ единого Бога встречался не только у иудеев. Так, Авраама встретил ханаанский царь Салима Мелхиседек — священник Бога вышнего; пророка Иону охотно послушались все жители языческого города Ниневии и покаялись перед единым Богом, а пророк Илия нашёл понимание у вдовицы из Сарепты Сидонской. Апостол Павел нашёл в Афинах жертвенник, посвящённый неведомому Богу и расценил это как проявление стремления язычников-горожан к истинному богопочитанию. В истории мифологий Бог имеет несколько визуальных представлений, за исключением иудаизма и ислама, где существует запрет на создание изображений Бога.
 
Идея единого Бога постепенно получила широкое распространение по всему миру. Считается, что политеизм (многобожие) постепенно сменялся монотеизмом (единобожием). Так человек развивал свои универсальные представления о непознаваемом. Однако, различные монотеистические религии расходятся в определении понятия Бога, по разному отвечают на вопрос: Что такое Бог?
 
 
Что такое Бог?
 
Что такое бог?

Понятие Бога в Иудаизме

В отличие от языческих религий древности, состоявших большей частью в идолопоклонстве и политеизме — то есть поклонению «могучим» сущностям, «волшебным» предметам и многим богам, иудаизм основывается на идее единого Творца, создавшего мир. Впоследствии древнееврейские тексты Торы, Писаний и Пророков были обобщены и канонизированы в виде Ветхого Завета (Танах).
 
Понятие Бога в Христианстве

Понятие Бога в Христианстве

Христианское понимание сущности Бога основано на Новом Завете, предании (слова переданные другими учениками Христа, слова не записанные апостолами и т. д.) и Ветхом Завете. Догматическую и вероучебная основа отдавалась Новому Завету и преданию (как живому опыту общения, которое было отчасти проверкой Нового Завета).
 
Бог во всех основных христианских течениях имеет три ипостаси: (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) и единую Божественную сущность.«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19) Христианское учение разделяет внутренние соотношения межу ипостасями Бога и икономию (принцип действия) по отношению к миру. Бог Отец предвечно рождает Сына, Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. Оба этих «процесса» не стоит ни коим образом пытаться осмыслить в рамках плотского рождения или энергетического исхождения.
 
Этими терминами Святые Отцы обозначили в первую очередь различие, а не описание процесса. До XII века Христианская Церковь имела одно представление о Боге, но после разделения на Католическую и Православную, Католическая утвердила и исхождение Святого Духа и от Отца и от Сына. Согласно доктрине христианства, Бог является первоначальной и предшествующей миру сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, в частности, всех живых существ и мира (Вселенной). Бог является источником бытия. Бытие Бога непостижимо с рациональной точки зрения, путём логического доказательства. Бога нельзя описать никакой формальной системой. 
 
Бог открывает себя верующему в Священном Писании, через Святого Духа в мистическом опыте, через внутреннюю работу и духовное единение с Ним. Кроме того, Бог познаваем по своим творениям. Одна из ипостасей христианского Бога — предшествующий всему Дух, от которого всё пошло: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3). Хотя некоторые комментаторы Библии соглашаются, что в этом отрывке речь идёт о Боге-Сыне (Логосе). Сотворив мир, Бог населил его людьми.
 
Первыми людьми были Адам и Ева, от них произошёл род людской. В теистических концепциях Бога, Он принимает деятельное участие в истории человечества, посылая пророков и участвуя в делах земных непосредственно: уничтожение Содома и Гоморры, Великий Потоп и т. д. В деистических концепциях Бог является лишь первопричиной движения в мире, который как совершенный механизм начинает самостоятельно двигаться по предписанным законам.
 
Бог в христианстве остаётся таинственным и непостижимым существом. Тем не менее, в Новом Завете даётся одно конкретное определение Бога: «Бог — есть любовь». Это указание и на всесовершенную трёхипостасную природу Бога, и на Его отношение к сотворённому миру. Ключевым понятием христианской религии также является спасение, согласно которому каждый живущий человек получает благодать (благой дар, милость) от Бога — шанс на возвращение не только в начальное, безгрешное и бессмертное состояние, но и на причастие Божественному естеству (принятие человеком от Бога Его характера, человек становится подобным Богу по благодати). Для осуществления этого, Бог послал на землю своего единородного сына, ставшего во времени человеком Иисусом Христом (Иисус из Назарета), и при этом не переставшего быть Богом. Как Бог, Иисус естественно безгрешен. Он был распят, тем самым искупив вину человека, и чудесным образом воскрес. Христиане верят, что только через Иисуса Христа человек может вновь воссоединиться с Богом.
 
Христос утверждал, что все люди суть сыны Божии (близкие высказывания встречаются в Ветхом Завете — Пс. 81, 6), отсюда широко распространилась идея всеобщего братства от Единого Отца.
 
Согласно христианской доктрине, вселенная, которую создал Бог, была отдана в распоряжение человеку, обладающему свободой выбора (свободной волей). Но человек был соблазнён Сатаной сделать свой выбор против Бога. В результате чего был проклят, то есть отделён от Бога. Так в христианской религии появляется понятие грехопадения. Согласно христианской вере, через человека в мир вошёл грех, а через него смерть. Именно этим объясняются многочисленные страдания людей — болезни, голод, войны, насилие, старость и, в итоге, смерть (и вечная смерть). Столь же немаловажным понятием христианской религии является вера.
 
Согласно фидеизму, существование Бога, который, согласно Библии, неоднократно являлся людям в прошлые времена, невозможно доказать, равно как и опровергнуть, логически или математически, так как, по определению, Бог выше мира и, в частности, логики и математики. Но человек способен не только верить в Бога, но и жить с Ним в сердце своём (в душе своей). Вера — качество, которое христиане считают одним из самых важных, на вере основаны все остальные христианские добродетели (качества, признаваемые благими).

Поэтому христианство учит, что Бог только временно не открывает себя в полноте, чтобы не нарушить своим присутствием свободу воли разумных людей. Бог ждёт от людей трудного, но сознательного, выбора, и не хочет своим величием превращать людей в запуганных «роботов», послушно (по принуждению) выполняющих Его повеления. И только в Судный день Бог откроется людям во всём своём могуществе.
 

Понятие Бога в Католицизме

Понятие Бога в Католицизме

У католиков принципы признаваемые католичеством закреплены в Символе веры и Священном предании (доктрине Отцов и Учителей церкви). Различные направления протестантизма отрицают Священное предание и исходят из допустимости самостоятельной интерпретации Священного писания.
 
 
Понятие Бога в Православии

Понятие Бога в Православии

Православная энциклопедия (Издательство 2002 года) дает нам следующее определение понятия Бог: «понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом исследования могут являться лишь эпифеномены Откровения, но не Сам Бог. Лишь Церковь является истинной хранительницей и истолковательницей Божественного Откровения, данного ей Господом.».
 
Основным мотивом действий Бога по отношению к человеку православие называет любовь. Даже Правда Божья растворяется в его любви. Православию чужда любая кармическая философия или католическое понимание наказания. Ведь там где есть юридическая справедливость — там нет любви. Согласно православным канонам, Бог любит и милует каждого, желая, чтобы каждый пришел в Царство Божье. Бог никого не награждает и не наказывает, а все делает для спасения человека, но человек сам по своей воле отворачивается от Бога. Православие также не приемлет антропоморфизированного понимания всемогущества и любых иных описаний Бога, вне любви. Жертва Христова — эта жертва любви Бога к людям. По словам святого Григория Богослова, крест есть жертва благоприятная, «он не плата и не выкуп Богу. Крест необходим не для утоления Божией Правды, но для оживления человеческой природы, пораженной грехом и смертью. Человек, умирая во Христе, получает от Него новую жизнь, подлинную и вечную. Во Христе смерть побеждена смертью, и в этом — тайна Креста: для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1;23). Победив смерть, Христос лишил дьявола его главного оружия.
 
Бог – это не философская категория, а совершенно реальная Личность, причем безмерно более реальная, чем мы сами. И эта Личность любит лично каждого из нас настолько, что, как говорят святые отцы, если бы погибал только один человек, то и ради него одного Бог бы сошел на землю и умер на кресте. Насильно Бог никого не спасает. Каждый человек может выбрать сам, быть ли ему с Богом или нет. Но, отвергая Бога, человек не должен заблуждаться: вне Бога он не найдет настоящей радости ни здесь, ни в вечности. (Протоиерей Аркадий Шатов)
 
В наши дни под благостью Божией мы понимаем прежде всего Его любовь к нам, и в этом мы отчасти правы. Но под любовью почти все мы понимаем желание, что бы мы были счастливы любой ценой. Нам нужен, в сущности, не Отец, а небесный дедушка, добродушный старичок, который бы радовался, что «молодёжь веселится», и создал мир лишь для того, чтобы нас побаловать. Хотя, даже сейчас мало кто из отцов скажет: Пускай будет мерзавцем, лишь бы ему хорошо жилось». (Клайв Льюис)
 
Понятие Бога у Свидетелей Иеговых

Понятие Бога у Свидетелей Иеговых

Свидетелей Иеговы считают, что Бог выступает как единственная всемогущая личность, обладающая безграничными возможностями и независимая от кого-либо. Бог не является частью Троицы. Иисус Христос выступает как божественное существо (могущественный дух, ангел), который участвовал в создании всего видимого и невидимого.
 
 
Понятие Бога у Пятидесятников-унитариан

Понятие Бога у Пятидесятников-унитариан

У Пятидесятников-унитариан в качестве Бога признается Иисус Христос. Пятидесятники-унитариане (в том числе Объединенная Международная Пятидесятническая Церковь) — крестят только во имя Иисуса Христа и молятся только Ему одному как Богу.
 

Понятие Бога у Церкви Объединения

Понятие Бога у Церкови Объединения

Понятие Бога согласно учению церкви дуальна, а не триедина как в христианстве, и в нем присутствуют как мужские так и женские аспекты. Иисус Христос выступает как сын Бога, Мессия.
 
 
Понятие Бога у Христадельфиан

Понятие Бога у Христадельфиан

Христадельфиане — вера в существования одного Бога, который сотворил и поддерживает все, что видимо вокруг. Лишь он обладает бессмертием и является источником всей жизни, отдельно от которого нет существования. Иисус Христос не часть Троицы, а Сын Бога, причем не существовавший до своего рождения на земле. Святой Дух — сила Бога.
 
 
Понятие Бога в Исламе

Понятие Бога в Исламе

Аллах означает по-арабски Бог. Бог в Исламе является уникальным термином, не имеющим ни рода, ни множественного числа. Этот термин является указанием на исламскую концепцию единого Бога, отличающегося от всех его творений. Для мусульманина, Аллах является Всемогущим Творцом и Вседержителем всех миров, который не является подобным чему бы то ни было и с которым ничто не может сравниться.
 
Ислам не допускает приписывания Аллаху каких-либо человеческих свойств и атрибутов. Идеи, что Бог отдыхал на седьмой день творения, что Бог боролся с одним из своих воинов, что Бог строит какие-то козни против людей или что он воплощается в какие бы то ни было человеческие существа, с точки зрения ислама являются богохульными. Однако существуют 99 имён Аллаха, в которых подчёркиваются различные стороны его сущности, нередко схожие с чувствами и качествами человека.
 
Понятие Бога в Индуизме

Понятие Бога в Индуизме

Санскритское слово ишвара наиболее часто используется в индуизме для обозначения Единого Личностного Бога. Ишвару не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, которых называют девы. В Ведах говорится что общее число девов составляет 330 миллионов. Термин «дева» переводится на русский язык как «полубог», «божество» или «ангел». Девы в индуизме — это небесные существа, ангелы и полубоги, которые превосходят по могуществу людей и поэтому почитаются. Слово «дева» родственно латинскому deus «бог». В индийской философской школе веданта также существует понятие Верховного Космического Духа, который называется Брахман. Он описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Последователи двух самых многочисленных направлений в индуизме — вайшнавизма (приблизительно 70 % от общего числа индусов) и шиваизма, верят в то, что Ишвара и Брахман соответственно являются личным и безличным аспектами Единого Бога, изначальной верховной ипостасью которого в вайшнавизме выступают Вишну или Кришна, а в шиваизме — Шива. Бог в Своей личностной форме как Вишну и Его аватары, или же как Шива, обладает безграничным количеством всецело духовных качеств, из которых выделяются шесть основных.
 

Понятие Бога в Сикхизме

Понятие Бога в Сикхизме

Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишен ненависти и пристрастий.
 
Бог рассматривается в сикхизме с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения, Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он присутствует везде — как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию. Но он при этом непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только медитацией его Именем и пением его молитв. Никакие другие божества, демоны, духи не достойны поклонения.
 
 
Понятие Бога в Буддизме

Понятие Бога в Буддизме

У сторонников Буддизма с одной стороны, Будда (Гаутама Сиддхартха) отрицал существование Творца. В палийском каноне говорится, что не Бог творил этот мир, но мир есть череда «пустых» и обусловленных явлений. В каноне Махаяны, вера в Бога описана как ошибка родившихся в начале космического цикла, и обнаруживших Брахму (первого родившегося в этом, последнего умершего в предыдущем цикле). «Он был всегда! Он нас создал!» В сутрах можно найти отрицание Буддой всепроникающего сознания Бога, что отличает буддизм от адвайта-веданты, философской системы, сходной с буддизмом.
 
С другой стороны, в древней индийской философии, категориями которой пользовался ранний буддизм, признание существования Абсолюта было признанием существования не Абсолюта-личности, а Брахмана в пантеистическом понимании, который содержит в себе весь мир со всеми его радостями и горестями. Отрицание Абсолюта могло диктоваться желанием отмеживаться от неизбежности мира самсары. В буддизме махаяны уже в начале новой эры сложилось учение о Будде как космической истинной реальности — трикая. Махаяна видела в Будде прежде всего его божественную природу и развивала идею о «космическом теле», или «теле Закона» Будды (Дхармакая) — божественной созидательной субстанции, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ. «Космическое тело» Будды и есть та самая Истинная Реальность, которая пронизывает все на свете и является истинной природой каждой вещи и каждого живого существа. В итоге сформировалась важнейшая для буддизма махаяны концепция сначала о двух, а потом о трёх телах Будды (Трикая): «приобретенное тело» (нирманакая) — видимое физическое тело (например, Гаутама Шакьямуни), в котором Будда является в мир для его спасения; «тело блаженства» (самбхогакая) — отражение «космического тела»
 
Будды в мире форм, в котором он проповедует Закон бодхисаттвам и божествам; и «тело Закона» (Дхармакая) — универсум, вечный Закон, нирвана и подлинно реальный Будда, идентичный Абсолюту и единый со всеми существами. В X веке была предпринята попытка представить весь пантеон позднейшего буддизма в виде, своего рода, теологической схемы. Вселенная и все духовные существа рассматривались как исходящие из изначального самосущего существа, названного Ади-Будда. Силой мысли (дхьяна) он сотворил пять дхьяни-будд, в том числе Вайрочану и Амитабху, а также пять дхьяни-бодхисаттв, включая Самантабхадру и Авалокитешвару. Им соответствуют пять человеческих будд, или манушья-будд, включая Гаутаму, трех предшествовавших ему земных будд и грядущего будду Майтрейю. Эта схема, которая появляется в тантрической литературе, получила широкую известность в Тибете и Непале, но явно менее популярна в других странах. В Китае и Японии «доктрины трёх тел Будды» оказалось достаточно, чтобы гармонизировать пантеон.
 
Кроме того, разные философские течения буддизма по-разному рассматривают вопрос существования Бога. Мадхъямака однозначно исключает такую возможность. Йогачара говорит о существовании Единого Сознания (алая-виджняна), но в этой концепции Бог — безличная природа. Философия татхагатагарбхи даёт трактование, приближающее к монотеистическому пониманию Бога. Известный буддолог Торчинов отмечает, что татхагатагарбха есть не что иное, как синоним абсолютной реальности, понимаемой в качестве единого, или абсолютного, Ума (экачитта), порождающего как сансару, так и нирвану и являющегося субстратом и того, и другого. И именно этот Ум (татхагатагарбха как вместилище) присутствует в существах, как их природа в качестве ростка состояния Будды (татхагатагарбха как зародыш). Принципиальными атрибутами этого Ума являются Постоянство (нитья), Блаженство (сукха), Самость (атман) и Чистота (шубха). Эти атрибуты прямо противоположны фундаментальным качествам самсары, как их определял ранний буддизм: непостоянство (анитья), страдание (духкха), бессущностность или бессамостность (анатма) и загрязненность (ашубха).
 
 
Понятие Бога в Древнем Египте

Понятие Бога в Древнем Египте

В Древнем Египте не существовало одной общей религии (политеизм). В Древнем Египте имело место быть большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам, со своими храмами, жрецами, культами. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические. Сменившим египетскую религию христианством, она характеризовалась как одна из форм язычества, подобным же термином она называется последователями кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.
 
Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская религия насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях. Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.
 
Понятие Бога в Древней Греции и Риме

Понятие Бога в Древней Греции и Риме

Религия древних греков, а позднее и римлян, перенявших религию из Греции — многобожие (политеизм), их пантеон насчитывал несколько сот божеств, олицетворявших силы природы и небесные светила.

 

Понятие Бога у славян: языческое понимание бога

Понятие Бога у славян: языческое понимание бога

Традиционное язычество древних славян включало развитый пантеон божеств (политеизм), некоторые из которых имеют ещё индоевропейские корни. Термин бог является общеславянским, но заимствован в праславянский ещё в древности из иранских языков (bhaga). Соответствием латинского deus, греческого theos, авестийского daevo "демон" в славянских языках является Див, фигурирующий, в частности, в Слове о полку Игореве. Количество богов определить довольно сложно, одно и то же божество могло иметь несколько имён. Дажбог и Перун — одни из самых почитаемых славянских богов.
 

Понятие Бога в Атеизме

Понятие Бога в Атеизме

В атеизме нет единого мнения о процессе возникновения идеи бога, но само существование бога со стороны атеистов всячески отрицается. Согласно одной из точек зрения атеистов, понятие «бог» развивалось с развитием общества, по мере его эволюции. На ранних этапах развития религии, единого Бога ещё не существовало (анимизм, тотемизм, фетишизм).
 
Сама потребность в идее бога возникла под влиянием страха человека перед непонятными ему силами природы. Поэтому «бог» — субъективное отображение человеком реальности через призму страха перед неизвестным. Главным аспектом материализма является вера в первичность материального перед нематериальным. Так как бог относится к нематериальным сущностям и из материальных сущностей никак не выводится, то обычно его существование отрицается, как и в случае атеизма. Так или иначе, если главная идея атеизма как раз и заключается в отрицании существования бога, то материализм — гораздо более широкая концепция.
 
Поскольку на данный момент научное познание является основополагающим в развитых странах, то особый интерес представляет мнение учёного сообщества по вопросу существования бога и целесообразности веры в него. Ввиду своей очевидной ненаучности согласно философии Поппера, любой религиозной теории, в научных кругах преобладает атеистическая точка зрения, хотя существуют попытки определить божественную сущность и рациональность веры с позиций научного метода, например, знаменитое Пари Паскаля. Определенный вклад в атеистическую теорию внесли классики теоретики марксизма: Кари Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин.


Автор:  Blow
Источник: blogs.mail.ru

 

 

 

Есть ли Бог

 

 

Встречаются порой в нашей жизни люди - они называют себя атеистами, - утверждающие, что Бога нет. Странные! Ну как можно предположить, что такой сложный мир, как наш, появился сам по себе, без Творца? Случайно? В результате взрыва? Ну, такое объяснение далеко не всех устроит.

Судите сами. Вот, почти у каждого из нас сейчас есть мобильный телефон. Посмотрите — даже самая простая модель невероятно сложна в устройстве. И если вам скажут, что ваш телефон возник в результате взрыва, устроенного террористами на складе электронных деталей, вы, я думаю, не поверите. Я, например, ни за что не поверю! Даже моя древняя Nokia, которая вечно глючит и, в общем, далека от идеала, не смогла бы случайно собраться из множества беспорядочно разлетевшихся деталей. Да такого человека, который на полном серьезе стал бы уверять вас в этом, самые сострадательные и милосердные из вас, ласково погладив по голове, отвели бы к доктору, а те, кто пожестче, как минимум покрутили бы пальцем у виска…

А теперь сопоставьте устройство сотового телефона с устройством нашей Вселенной или хотя бы Солнечной Системы! Я уже молчу об устройстве человеческого организма. Как такое могло возникнуть случайно? Знаете, каков с математической точки зрения шанс случайного появления простейшей бактерии? — 1 шанс из 10 в 40000 степени! Как случайно могли возникнуть различные формы жизни, существующие на нашей планете? И почему они существуют по единым для всей планеты законам? Кто объяснит множество фактов земной жизни (например, существование жука-бомбардира, росянки, эхолокации у летучих мышей, поведение пчел, рождение китенка под водой)? Кто сможет это объяснить, если даже для простой расшифровки генетического кода человека потребовались десятки лет работы сотен крупнейших ученых? Для расшифровки! А ведь Кто-то же этот код записал…

Ну, многие объясняют сложнейшее устройство окружающего нас мира и нас самих эволюционной теорией, что, дескать, какая-то там амеба смутировала, и процесс пошел – так и появились Эйнштейн и Моцарт. Да только здравый смысл, видя разницу между исходным и конечным «продуктом», отказывается даже предположить, что это произошло в результате безличных, тупых, ненаправленных действий.

Наука только и делает, что изучает старые и открывает новые законы природы. Но ведь если есть законы, значит, существует и Тот, Кто эти законы установил, — Законодатель.

Кстати, о законах. Вот, к примеру, второй закон термодинамики противоречит эволюционной теории и подтверждает создание мира Творцом. Известный писатель-фантаст Айзек Азимов определил его таким образом: «По-другому второй закон можно сформулировать так: "Вселенная постоянно становится все более беспорядочной!" Рассматривая второй закон с такой точки зрения, мы видим, что это сказано о нас. Нам приходится усердно трудиться, чтобы навести в комнате порядок, но в беспорядок она приходит сама, и куда быстрее и проще. Даже если мы не будем заходить туда, она станет грязной и пыльной. Как трудно содержать в порядке дом, даже наши собственные тела; как быстро все приходит в упадок. Даже если вообще ничего не делать, все будет приходить в упадок, ломаться, изнашиваться само собой — вот что означает второй закон». Ну и как, скажите, могли эволюционировать, становиться сложнее в своем развитии человек и животный мир, если, в соответствии со вторым законом термодинамики, они должны были деградировать?

Даже если допустить, что Вселенная возникла в результате взрыва, что-то же явилось его причиной? Каждое следствие имеет свою причину. И у каждой причины есть предыдущая причина. Нет смысла бесконечно искать предыдущую причину. Следовательно, должна существовать «беспричинная причина», Первопричина всего последующего. Это и есть Бог. Квантовая физика подтвердила, что любой объект материального мира не самобытен, то есть не является причиной бытия самого себя. Причина бытия нашей Вселенной находится вне ее.

Многие блестящие умы во все времена пытались доказать существование Бога. Это и Фома Аквинский, и блаженный Августин, и Ансельм Кентерберийский, и Эммануил Кант.… Да-да, тот самый Кант, которого - помните, в «Мастере и Маргарите» Булгакова? - поэт Иван Бездомный грозил отправить на Соловки. Так вот Кант видел проявление Бога в существовании нравственности. В самом деле — весь мир крепко-накрепко прошит причинно-следственными связями. Но человек может сделать нравственный выбор, выбор не в свою пользу, он может быть свободным от этих связей. Человек способен, будучи голодным, отдать свою еду другому голодному. В условиях опасности он может даже пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти чью-то. Какая причина побуждает его делать то, что не принесет ему пользы на земле? Понятно же, что эта причина - внеземная; человек может быть свободным в этом мире только при условии, что есть надмирный Бог.

А вам никогда не приходилось задумываться о том, что вряд ли найдется человек, у которого не было бы представления о Боге, идеи Бога? Даже у атеиста есть такое представление. Вообще, я не перестаю им удивляться — эти странные люди борются с Тем, Кого, как они считают, нет!

Но давайте задумаемся — итак, у нас есть понятие о Боге, как о чем-то бесконечном и совершенном, о чем-то, абсолютнее, совершеннее чего невозможно и представить. Возможно ли, чтобы это бесконечное и совершенное было лишено существования? Если у совершенства не хватает какой-то части (а существование, несомненно, является необходимой частью совершенства), то оно уже несовершенно. Получается, что если Бог бесконечен и совершенен (а это так!), то Он существует, поскольку само определение совершенства включает в себя существование. Такое доказательство придумал Ансельм Кентерберийский.

Приходило ли вам когда-нибудь в голову, что огромное количество людей разных времен и разных культур имели опыт общения с Божественным? Можно ли допустить, чтобы все они настолько одинаково «ошибались» в описании этого опыта? Конечно, нет. Следовательно, Божественное существует!

А сколько известных людей, гениальнейших ученых, философов, художников, поэтов, музыкантов верили в существование Творца! Здесь и Ломоносов, и Паскаль, и Планк, и Дальтон, и Кант, и Бердяев, и Бахтин, и Ахматова, и Мандельштам, и Рахманинов, и Васнецов… Продолжать можно очень долго. Честно скажу: приятно находиться с ними в одной когорте. Это вам не не Докинз или Майкл Крайтон.

Человек всегда стремился к рациональному объяснению своей веры. Поэтому в истории философии нам известно множество попыток построения теологически-философских систем. Но когда мы рассуждаем о Боге и Его бытии, самое главное, чтобы наш разум, ratio, не занял в наших умопостроениях место Бога. Поэтому все рассуждения о доказательстве бытия Божия всегда относительны, и в дилемме «вера и разум» первым и определяющим фактором должна быть вера.

Хотя разумное доказательство существования Бога и относительно, но для себя какое-то решение о Его бытии-небытии каждый из нас принять должен. Если вы примете решение, что Бог есть, «поставите на Бога», то вы во всяком случае ничего не потеряете, даже если, когда вы умрете, окажется, что вы были неправы. Если же вы решите, что Его нет и ошибетесь, то вас ждет страшное наказание. Здесь лучше последовать примеру благоразумного ученика из анекдота, который ходил по России в конце 20-х годов:

Учительница проводит в школе урок по атеизму. Она объяснила детям, что Бога нет, что его попы и буржуи придумали, чтобы им было легче рабочий класс эксплуатировать. В конце урока, закрепляя пройденный материал, учительница спрашивает малышей: «Ну что, дети, все поняли, что Бога нет?» Ребятишки подтверждают: «Поняли!» — «А теперь, дети, сложите ваши пальчики вот так (показывает фигу), поднимите ваши руки кверху и покажите Ему!..» Все дети это делают, и только один мальчик остается сидеть как прежде. — «Иванов, а ты почему руку не поднял?» — «Так, Марьпетровна, если там никого нет, то кому нам это показывать? А если есть, то лучше уж не показывать…»

Так что лучше ставьте на Бога. Если вы выиграете, то получите всё, если проиграете, то не потеряете ничего.


Есть много мнений о его сущности, если интересно вот одно из них!
У каждого разные представления об этом,вот к примеру одно из мнений.


Если Вы атеист, напишите пожалуйста в комментарий в противовес данной статье.  Интересно услышать доводы со стороны атеизма.


12

Вы знаете, Бог есть. И верите вы в него или нет, Его существованию это не мешает. Для тех же, кто не верит, советую проверить, только без надменности, а с желанием узнать истину.

17

я верю в то, что РЕЛИГИЯ - это средство психологического манипулирования сознанием социума на протяжении поколений...

13

Есть, я верю в бога и он мне помогает

9

Вот все говорят, что Бог есть, но какие же доказательства они могут предоставить? Никаких, потому что Вера - это просто вера, и я верю, потому что в детстве так учили. По-моему, самое главное сейчас - НАУКА!

8

100% есть, но у каждого он свой.И по моему это хорошо, люди не превращаются в стадо.

7

Да есть, в любой ситуации когда ном плохо или что-то случилось мы говорим: "О Боже", всякие ж истории есть когда у людей клиническая смерть и они что видят, а когда приходят в себя рассказывают, всё ж это не спроста. 

7

Не хочу каволибо обидеть, но я не верю в бога. Для этого есть науки подтверждающие и не раз откуда мы взялись... И некоторые даже обьясняют что у каждого своя вера.

7

Я, например, в бога не верю. Доказательств его существования я не вижу, поэтому и не верю. Ну а те кто верят - пускай верят, это их дело и спорить с ними я не собираюсь.

7

а вам не кажется, что создание религии было, лишь способов воздействия на умы людей с целью прекращения "бесконечных" войн (основная идея любой религии - признание войны во всех ее проявлениях злом), ну а дальше совершенствование нормативно правовых отношений между людьми.

6

Когда он построит дом или дорогу, тогда поверю.

Больше ответов Больше ответов не найдено