Спрятать статью

Рекомендации по самообразованию. Версия 2.1

 

Методическое пособие

От кодирующей и дамской педагогики к самостоятельному процессу создания образов в своей психике по материалам авторского коллектива ВП СССР.

Текст в формате doc >>>
Текст в формате pdf >>>

Группа в контакте по схематизации >>>

Другие материалы на тему схематизации и самообразования >>>

Трудности и ошибки при самообразовании:

  1. Проговаривание, пересказывание слов без наделения их образами, что является пустой тратой времени. Если у вас нет образа в психике к слову (лексике), то нет и понимания. Часто под информацией люди понимают слова, а не образы, на самом деле, слова – это коды, мера, совокупность символов, выстроенных в определённой последовательности, и указывающих на определённые объекты и явления и их взаимосвязь.

Образ – это результат отражения в психику познанного человеком через восприятие органами чувств реального объекта/процесса, либо воображение нового объекта/процесса. Т.е. образ – это субъективное представление об объективном явлении – форма, картинка, модель, фигура, конструкция, голограмма, программа, алгоритмика, последовательность, порядок, взаимосвязь, направление, устройство, схема, система, карта, чертёж, целостность, тип, вид, характер, облик, стиль, обличие, очертание, идея, смысл, роль, гармония, мысль, стереотип, ощущение, звук, запах, цвет, вкус, объём. Например, когда мы слышим или видим слово лимон, то в нашем сознании, как правило, из памяти всплывает целостный образ, который содержит информацию от разных органов чувств: визуальную, вкусовую, тактильную, обонятельную. При этом у многих от воспроизведения этой информации может даже выделиться слюна, что говорит о связи нашей психики с нашим телом (информации с материей через меру). Воображение — это волевые усилия по созданию и изменению образов в психике, что является основой моделирования, планирования и творчества.

  1. Заучивание фраз и цитат — неэффективная «зубрёжка».
  2. Подборка чужих готовых образов к словам, с которыми вы трудитесь, без осмысления – это применение чужого «костыля» себе в психику, а именно в мировоззрение. Перенимание чужой логики и способов схематизации, что приводит к бездумному изображению текста в таком виде схем, как это делают другие, вместо того, чтобы разобраться в смысле схематизируемого текста и творчески освоить навык схематизации.
  3. Частое использование компьютерных программ в создании образов может создавать алгоритмы интеллектуального иждивенчества в психике индивида, вследствие ограничений творчества рамками программного продукта.

По факту в пункте 3 и 4 за вас кто-то проделывает труд и от интеллектуального иждивенчества вы далеко не уходите, так и остаётесь по прежнему «левополушарным» лентяем без освоения материала.

Мы рекомендуем трудиться с бумагой, ручками и карандашами, а уже потом соотносить свои схемы с чужими, вырабатывая совместные. При необходимости вы можете оформлять схемы с помощью программного обеспечения Microsoft, PowerPoint, Corel Draw, Inkscape, Xara Xtreme и другие.

  1. Конспектирование прочитанного материала без создания схем-образов в вашей психике, не даёт должного результата понимания — это «синдром студента» от системы образования (хотя сам по себе конспект является не плохим подспорьем)
  2. Отсутствие закреплённых схем-образов на материальном носителе (бумага, доска, песок, прочее) на произнесённые вами слова — это пустая болтовня с красивыми терминами!
  3. Безграмотность в основах грамматики РУССКОГО ЯЗЫКА, т.е. невозможность выделить существительное и сказуемое в предложении по причине незнания, что это такое. Для этого вспоминаем сами или ищем в интернете и с помощью поисковой программы заполняем свой пробел в понимании, что такое подлежащее, сказуемое, глагол.
  4. Проявление лени в оформлении и обозначении словами схем-образов, их детализаций и пояснений — это ваше отношение к самому себе, ведь образы у себя в психике вы создаёте точно такие же. Кроме того при взаимодействии с другими людьми и выработке совместных схем в тандеме, другому человеку без слов будет сложно понять, что вы нарисовали.
  5. Малый словарный запас, что требует его расширения методом освоения толкового словаря (в первую очередь, концептуального словаря, если в концептуальном словаре нет значения слова, обратитесь к словарю Даля, Ожегова, Большой советской энциклопедии (Википедия хоть и либеральный ресурс, но тоже по многим запросам выдаёт адекватную информацию). Рекомендуем к новым, незнакомым для вас словам находить синонимы, для безОБРАЗных иностранных слов находить их толкование в словаре, чего многие не делают.
  6. Неумение работать с информацией – выделять, что наиболее важное есть в тексте (ключевые мысли), а что второстепенное. Этот навык приобретается со временем.
  7. Неумение концентрировать внимание, отвлечение психики на другие задачи в ущерб основной. Для решения этой проблемы есть специальные упражнения для формирования навыка концентрации внимания.
  8. Безответственность и безынициативность, которая проявляется в формальном подходе к занятиям – не выполнению части заданий, не ознакомлению с предлагаемыми текстами, нежелание самостоятельно разобраться в тех или иных терминах и вопросах.
  9. Отказ работать по предложенному алгоритму самообразования, применяя данную методику. Если вы считаете, что данный метод не совершенен, предлагаем вам описать (на бумаге) тот алгоритм (последовательность действий), по которому вы работаете с текстом. Пришлите этот алгоритм нам, возможно, он поможет усовершенствовать нашу методику.
  10. Нежелание отказываться от своего субъективизма при работе в парах или при взаимодействии с игротехником[1]. Я-центричное мышление не даёт увидеть, в чём прав собеседник и доработать свои схемы, улучшить своё понимание какого-то явления и процесса, прийти к общему мненинию. Для устранения я-центричного мышления, рекомендуем пройти 2-е и 3-е занятие в группе https://vk.com/shematizaciya
  11. При ознакомлении с методом схематизации, многие задают вопрос другим: зачем мне это нужно? Ответ ищите в проблеме и трудностях, с которыми вы сталкиваетесь при освоении материалов КОБ и в себе в том числе, а не у игротехников или организаторов процесса самообразования. Прежде чем задавать вопрос, сформулируйте его для себя. Если вы сами можете ответить на вопрос, не обязательно тестировать других обязательствами отвечать.
  12. Многие бросают освоение схематизации после первого занятие, сделав ошибочные выводы (не освоив целостно самого метода), необходимо дотянуть хотя бы до 3-го занятия и вы увидите, как это эффективно.
  13. «Я не понимаю» — раскройте для себя, что такое понятие и понимание и задайте себе вопрос, почему вы отказываетесь понять через отрицание иного субъекта или ограничиваете себя в том, чтобы разобраться в образных представлениях иных. Тандем в помощь. Какой бы вы образ не создали, всегда есть аналогия в мироздании, создайте навык находить аналогии вашему образу в жизни. Если вас подсаживают на чужой интеллект (видите много советов со стороны), отследите, можете ли вы сами принимать решения без помощи кого-либо.

О типичных проблемах при вхождении в тандем и политандем, смотри в разделе 5.4 данного пособия.




[1] Под термином игротехник в данном пособии понимается не гуру-учитель, не мастер-сенсей, знающий ответы на все вопросы и изрекающий истину в последней инстанции. При самообразовании игротехник – это любой человек, который продвинулся в самообразовании на несколько шагов вперёд и может помочь вам сделать несколько шагов в том же направлении, но, не давая готовых ответов и рецептов, а ставя наводящие вопросы, чтобы вы поняли логику построения взаимосвязей между образами и явлениями, а не подсели на чужой интеллект. Можно человека накормить рыбой, можно дать удочку, а можно научить делать удочки.

Во время позновательно-самообразовательных игр (ПСИ) роль игротехника заключается в том, чтобы создавать «давление среды» – давать вводные данные, ставить задачи и вопросы, которые будет решать группа участников, опираясь на тандемный принцип взаимодействия, диалектический метод познания и понимание Достаточно общей теории управления.