73

Что мы теряем, не занимаясь письмом от руки?
0

Автор вопроса: Timber
9 месяцев 14 дней
         
         
Спрятать статью

Что мы теряем, не занимаясь письмом от руки

 
Аналитика - 3 приоритет (фактологический)
 

Как часто, заполняя договор в трёх экземплярах, мы ловим себя на мысли, что всё хуже пишем от руки — настолько мы уже привыкли печатать, а не писать. А не лишаемся ли мы чего-то важного при этом?

В российских школах не спешат предавать забвению письмо от руки, и ведение конспектов остаётся одной из важных составляющих учебной деятельности и в университетах, что зачастую вызывает недоумение у технически продвинутой молодёжи — зачем записывать информацию, которую можно получить уже в готовом виде, в текстовой форме, прямо от преподавателя, минуя этап зачитывания лекции?

p1

Отрывок из черновой записи поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник».

Источник: rvb.ru

А вот в Америке сложилась обратная ситуация — новые федеральные образовательные стандарты Common Core, утверждённые и запущенные в 2010 году, предполагают обучение письму от руки только в дошкольных учреждениях и в первом классе. Далее акцент ставится на навыках печати. Нужно сказать, что на уровне региональной администрации не запрещено продолжать обучение письму и в более старших классах, включив его в учебную программу штата. Так поступил, например, штат Калифорния и штат Массачусетс. В штатах Огайо и Индиана разрешено включать чистописание в качестве факультативного предмета штата. Тем не менее, показателен факт, что федеральный стандарт ставит акцент именно на обучении взаимодействию с современными технологиями и (извечная проблема!) на аттестации. И эта сторона внедряемых на территории всей страны стандартов вызывает множество вопросов.

Насколько уместно отказаться от практики письма, которая столько столетий служила верным посредником между мыслью и её вербальным оформлением?

Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре?

Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.

Важно не то, что мы пишем, а каким образом

Станислас Дэйен, доктор психологических наук Французского Университетского Колледжа, говорит:

В процессе письма активируются уникальные нервные связи. При письме происходит опознавание слова через жест, своеобразное распознавание через ментальную симуляцию. Есть предположения, что эти нервные связи воздействуют на учебный процесс способом, о котором мы даже не подозреваем. Но учиться так действительно легче.

Эти предположения подтверждаются исследованием, проведённым доктором психологических наук Университета Индианы Карин Джеймс. Детям, не умеющим читать и писать, демонстрировались карточки с изображёнными на них буквами или фигурами, после чего их просили воспроизвести увиденное одним из трёх способов — соединить точки на бумаге, нарисовать увиденное на пустом листке или напечатать на компьютере. Затем мозг испытуемых детей сканировали с помощью фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), а зарегистрированая активность тщательно анализировалась.

Результаты показали, что огромное значение для повторного распознавания образов имеет способ, которым изначально этот образ закреплялся. Мозг детей, повторяющих увиденные изображения или буквы от руки, показывал повышенную активность в трёх зонах, ответственных за чтение и письмо: левой веретенообразной извилине, нижней лобной извилине, задней теменной коре.

В мозге детей, печатающих буквы на клавиатуре или соединяющих точки на бумаге, такой серьёзной активности в этих зонах обнаружено не было.

Карин Джеймс видит причину таких различий именно в нешаблонности свободного письма от руки — ведь при начертании символов нам необходимо спланировать действие, а потом выполнить его самостоятельно, не имея готового образца под рукой (такой вот каламбур); а результат также оказывается в итоге непредсказуемым и уникальным.

p2

Пропись ученика первого класса, 1964 г.

Источник: yaplakal

Эта вариативность сама по себе является учебным инструментом. При воспроизведении буквы, далеко не идеальной формы при первых попытках, ребёнок работает с ней снова и снова, во множестве итераций, с неповторимым результатом. При этом наш мозг понимает, что вне зависимости от мелких признаков, которыми отличаются друг от друга сто написанных от руки букв «А» (разный наклон, толщина линии, глубина нажима, индивидуальные характеристики почерка и многое другое), буква «А» всё равно ей и остаётся.

Это умение выделить ключевые признаки объекта, и оно формируется гораздо быстрее, когда видно различные формы объекта, а не предсказуемо одинаковые (как это происходит при печати и в большей степени при обводке шаблонов).

В другом исследовании Карин Джеймс сравнивает группу детей, записывающих буквы, с группой детей, только наблюдающих за процессом записи. Её наблюдения показывают, что только прилагаемые самостоятельно усилия задействуют моторные области коры головного мозга, а значит, просто наблюдение за появлениями букв на экране не несёт эффективной обучающей нагрузки.

Лучше пишешь — лучше думаешь

Преимущества самостоятельного письма от руки заключаются не только в распознавании букв. Исследование доктора психологических наук Университета Вашингтона Вирджинии Бернингер демонстрирует, что письмо печатными буквами, письмо прописью и печать на клавиатуре предполагает совершенно различные виды деятельности с таким же разнородным результатом. Вирджиния изучала учеников 2-5 классов и тексты, которые они создавали разными способами. Тексты детей, пишущих от руки, не только быстрее создавались, но и оказались эмоциональней и насыщеннее. Результаты фМРТ показали определённую связь между письмом от руки и творческой генерацией идей. Дети, которые показали лучшие результаты в письме от руки, показали при сканировании мозга более высокую активность в зонах, ответственных за рабочую память, а также общее повышение активности в зонах, ответственных за чтение и письмо.

Между письмом печатными и прописными буквами, судя по данным исследований, тоже есть разница. Дисграфия, заболевание, при котором нарушается способность к письму, принимает разные формы у разных людей — у некоторых остаётся способность к написанию печатных букв, у других — к написанию прописных.

При алексии, зеркальном дисграфии заболевании (нарушения способности к чтению), также есть различия: одни пациенты способны читать только прописной текст, другие — только печатный. Всё это говорит о том, что две разные формы письма активируют разные связи в мозге и вовлекают разные когнитивные ресурсы.

Вирджиния Бернингер предполагает, что письмо прописью от руки также может тренировать способность к самоконтролю и в итоге может стать ключом к излечению дислексии.

Также существуют гипотезы, предполагающие возможности письма прописью в терапии и профилактике дисграфии.

p3

Пропись, показывающая красоту русского письма (конец XVIII в.).

Источник: lib4all.ru

В конечном итоге в условиях обычного, не коррекционного учебного процесса не так и важны отдельные нюансы между письмом прописью или печатными буквами. Основная суть — в самостоятельном воспроизведении символов и исключительной скорости формирования связей между элементами текста. А если говорить о преимуществах письма от руки во взрослом возрасте, преимущества становятся ещё более значимыми, и дело не ограничивается более эффективным запоминанием букв, дат и другой фактологической информации.

Исследование Пэм Мюллер (Принстонский университет) и Даниэля Оппенхеймера (Калифорнийский университет) показало, что и в лабораторных, и в аудиторных условиях студенты учатся лучше, записывая конспекты от руки, а не печатая их на клавиатуре. Предполагается, что письмо от руки позволяет прямо в процессе подачи материала обрабатывать его содержание и определять его структуру, сразу закладывая отличный фундамент для запоминания и глубокого понимания информации.

Конечно, результаты всех этих исследований не означают, что без письма от руки не обойтись никоим образом. Если поразмыслить над результатами последнего исследования, можно сказать, что всегда есть возможность фиксировать материал абсолютно механистически — хоть рукой, хоть с помощью клавиатуры. Тем не менее, блокнот и бумага, судя по всему, значительно повышают наши шансы на более эффективное усвоение информации без дополнительных прилагаемых усилий.

Источник: newtonew.com


24

Развитие мозгаПисьмо - это не только способ фиксировать информацию на бумаге. Благодаря этому развивается мелкая моторика рук и теменной участок головного мозга, который отвечает за взаимодействие между зрением и двигательной активностью. Именно он активизируется, когда мы оцениваем расстояние при передвижении, поэтому обучение письму влияет на способность человека в будущем управлять автомобилем, заниматься экстремальными видами спорта так далее. Данный отдел мозга можно натренировать только в школьные годы, так как в дальнейшем он теряет эластичность. В процесс письма от руки в целом включается больше отделов мозга, чем в процесс печатания – это так же помогает сохранить активность и ясность ума по мере старения.Эффективное обучениеПереписать или сделать конспект нужной информации от руки - один из наиболее эффективных способов запомнить и сохранить её, поскольку в процессе письма в мозгу стимулируется ретикулярная активизирующая система (РАС). Она служит своеобразным фильтром для всего, что нуждается в обработке мозгом, и физический акт письма от руки выдвигает записываемую вами информацию на первый план, автоматически воспринимая её как самую важную. Написанные от руки буквы, цифры и символы запоминаются лучше электронных ещё и потому, что человеческий мозг создаёт с их помощью когнитивные карты памяти – то есть при вспоминании информации человек опирается на внешний вид исписанных страниц, расположение определённой информации в

... Показать больше...
45

Я помню, как в институте преподаватели нам говорили, чтобы мы писали шпаргалки. Пользоваться ими не следовало, конечно, но написав шпаргалку, запомнишь материал лучше, чем просто прочитав учебник. 

28

Занимаясь письмом от руки, а также рукоделием, маленькие дети играми, в которых задействована моторика мелких мышц рук, способствует хорошему развитию коры головного мозга(скорей всего на протяжении всей жизни). Взаимосвязь между действующей моторикой рук и развитием коры головного мозга изучается и российскими учёными до сих пор.

25

Мелкую моторику, которая влияет на работу и активность мозга! Поэтому писать от руки полезно, особенно детям и пожилым людям!

25

Мы теряем во многом - теряется красота почерка, меньше тренируется мелкая моторика пальцев и падает грамотность, ибо печатая на пк механически исправляешь грамматические ошибки.

21

А вы не задумывались, почему малышам покупают пирамидки, мозаику и конструкторы? Это развивает мелкую моторику рук. Теперь все больше механизировано. Смешно сказать, но начинаешь верить, что у потомков будут хорошо развиты не 5, а три пальца, чтобы мышку держать. Но, как ни крути, а вся кисть имеет проекцию на развитие внутренних органов. Меньшее развитие творчества - вот плата!

15

согласна со всеми комментариями и добавлю следующее: написание через слово передает еще и чувства человека, который пишет(особенно это касается писем), кроме этого каллиграфия - целая наука и  искусство познания человека через его почерк.......с развитием информационных технологий, мы практически потеряли эпистолярный жанр и умение просто красиво и понятно писать....УВЫ....

15

Письмо от руки - прежде всего соединение образного и материального. Плюс время, чтобы осознать мысли. Плюс эстетика, некоторые почерки блин сродни картинам! )

14

Теряем грамотность. Когда пишешь в ручную, то задумываешься как написать то или иное слово, а на компьютере программа исправляет все ошибки.

10

нейронные связи