Спрятать статью

День славянской письменности и культуры. 110 лет М.А.Шолохову

 Искусство, Историческая личность, История, Москва, Приволжье, Публикации, Россия, СССР, США, Центр 



24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника связаны с чествованием Кирилла и Мефодия, которые считаются просветителями славян, создателями славянской азбуки, что не совсем так, если мы взглянем на историю русского языка более комплексно. Об этом и пойдёт речь. К тому же 24 мая исполняется 110 лет со дня рождения великого советского писателя, лауреата Нобелевской премии, М.А. Шолохова, о котором будет повествовать вторая часть статьи.


День славянской письменности и культуры

Истоки этого праздника связаны с Кириллом и Мефодием, которые считаются создателями славянской азбуки. Приведём по этому поводу мнение писателя-историка Вячеслава Манягина:

Разговор о древнейшей русской письменности, которая существовала тогда, когда собственно ещё, может быть, и русский народ находился в зачаточном состоянии, я хочу начать с имён историков, не столь отдалённых, с имен достаточно известных, это с имени Кирилла и Мефодия. Часто говорят, что Кирилл и Мефодий — это первые учителя словенские, которые создали современную русскую азбуку. На самом деле, это не совсем так, потому что Кирилл и Мефодий создали вполне определённую письменность для вполне определённых целей. Они создали церковно-славянскую письменность, на которой впоследствии церковно-славянские книги богослужебные писались и издавались. Но вопрос, на основании чего они создали эту письменность? Ведь не может такого быть, чтобы до них никакой письменности не было. Конечно, например, Кирилл философом был, гениальный лингвист, гениальный филолог, он достаточно быстро изучал различные языки, он знал арабский, еврейский, сирийский языки. Но всё равно представить себе, что вот как пишется, допустим, в его житии, что он сел, помолился и тут же возникла азбука славянская, да, ну, это, товарищи, несерьёзно, будем реалистами.

То есть понятно, что основание какое-то для их работы, да, по созданию церковно-славянской азбуки уже были. Действительно об этом пишет само житие святых Кирилла и Мефодия, когда они приехали в Крым, в город Херсонес во время миссии в Хазарский каганат, Кирилл обнаружил в Херсонесе 2 книги, написанные русскими письменами. И, как бы, что тут началось, да, вся историческая наука встала на дыбы, огромное количество учёных утверждают, что не может быть никаких русских книг, русскими письменами написанных, что это какая-то ошибка, опечатка переписчика, да, что, наверное, надо было написать не русскими письменами, а сульскими письменами. То есть, какими сульскими?

Ну, это либо из города Сурож книга была, да, там в Крыму есть рядом Сурож, Судак который сейчас называется, да, Генуэзская крепость. Либо это вообще с Сирии книги, да, написанные сирийским местным диалектом, сирийские письмена, да, ну, никак не русские, не может такого быть, чтобы были русские письмена. А вот какие-то надписи там существуют на горшках, да, чертами и резами, но это календарные отметки, не более того.

А как не было письменности? Не было и всё Даже вот казалось бы, ну, такие клирики известные, как живший в 19 веке митрополит Макарий Булгаков, кстати, он известен тем, что он писал учебник для семинарии православной, и по этому учебнику учатся до сих пор священники. И многие, так сказать, скажем так, предвзятые мнения, которые он там заложил, они до сих пор впитываются учащимися в семинарии, потом они выносятся, так сказать, в народ и воспринимаются как некая истинная абсолютная инстанция. Так вот, даже Макарий Булгаков полностью отрицал возможность наличия каких-то русских письмен, которыми особенно были написаны псалмы, евангелие, как говорится в житии Кирилла и Мефодия, то есть все, и ученые историки, и богословы, все отрицают существование русской письменности до Кирилла и Мефодия.

На самом деле, как ни странно, вот эти вот предвзятые мнения опроверг никто иной, как римский папа Иоанн VIII, который жил в то же время, когда жили Кирилл и Мефодий, прославился тем, что он, собственно, спас Мефодия, из немецкой тюрьмы вытащил. И в частности, в одном из писем, которые он писал в защиту Кирилла и Мефодия, которые славянам христианство преподавали именно на славянском языке, он написал следующую фразу, что эти письмена не выдумали Кирилл и Мефодий, да, не создали, они просто возобновили существовавшие ранее русские письмена. И это очень ценно. Ценно чем? Что Иоанн VIII, он был итальянец, уроженец Рима, да, то есть он провёл свою жизнь именно в Италии, и у него, видимо, были какие-то основания говорить о том, что Константин, Кирилл философ, он возобновил эти письмена, именно приспособил их для славянского православного богослужения, но не выдумал, не создал их заново.

Тут надо понимать, что письменность, собственно, нужна не для каких-то религиозных отправлений, да, не для религиозных текстов, потому что мы знаем, что большинство религий, в том числе и мировых, они изначально прекрасно обходились без каких-то записных текстов священных. Ну, если мы посмотрим на иудаизм, да, то Библия была записана только после Вавилонского плена, то есть от царя, как бы, от Моисея даже если мы начнём, все это передавалось устно в преданиях, рассказах, а в письменном виде было записано уже где-то 600—700 лет спустя. То же самое относится и к другим религиям, зороастризм, например, да, собственно, и христианская церковь свои священные тексты записала не сразу после жизни Христа, а 200—250 лет спустя. Письменность, она нужна, прежде всего, не для той или иной религии, она нужна для государства, потому что государство — это бюрократическая машина, которая должна проводить учет и контроль, содержать все в аккуратности, да, в списках.

Любую государственность мы посмотрим, там, на Древний Шумер, огромные архивы на длинных табличках, да, с иероглифами. Что там, прежде всего, написано? Сбор налогов, там какие-то отчёты царю, и так далее, и так далее, то есть канцелярия сплошная. Да, а «Эпос о Гильгамеше» — это уже, там, несколько табличек. Или в Древнем Египте, да, что мы увидим? Вот статуя писца, который сидит и записывает опять какие-то налоги, отчёты. То есть государство — бюрократическая машина, она и нуждалась в письменности. И когда нам говорят, что у русского народа в древности письменности быть не могло, что она появилась только в 9 веке, была принесена специально вместе с христианством, да, допустим, то мы должны чётко понимать, тем самым нам говорят, что у русского народа в древности не могло быть государства. Почему это так важно, да?

В частности, для западных народов? Вот я говорил о Северной Италии, о Центральной Европе, да, то есть Венеции, Норик, в русское государство, в Прибалтике в южной государственной границе с Данией, во Франции есть русское государство, да, то есть были русские государственные образования по всей Центральной, Восточной Европе там, где сейчас эти территории населяют германские народы и прочие западноевропейские. Признать, что здесь когда-то жили русские, и здесь у них было свое государство, равнозначно признать право русских на эту территорию. На это ни один народ, конечно, западный не пойдёт, поэтому всеми силами отрицается наличие у русских грамоты древней, да, соответственно, наличие у русских древних государств на территории Европы, чтобы предотвратить вот эту, скажем так, политические, уже какие-то территориальные требования.

И нам, соответственно, навязывается сказка о том, что русское государство было создано только в 862 году с подачи немецких культрегеров Рюрика и его братьев, такая норманнская теория. Соответственно, борьба за русскую письменность — это борьба за русскую историю, за русскую государственность и за русские территории. (http://dostoyanieplaneti.ru/articles/kirill-i-miefodii-nie-sozdavali-russkoi-azbuki)

Один факт, разрушающий гору лжи

Господствующие представления о всеобщей дикости, племенной раздробленности, якобы царивших на Руси во времена ранее «призвания варягов», а тем более — ранее крещения Руси, сформированы церковниками и «варягами» послепетровских времён — академиками-иностранцами, не всегда умев­шими хотя бы читать по-русски (а тем более — по-древнерусски), чьи чувства были глухи к жизни народов России. И эти представления о докрещенской Руси не соответствуют действительности, хотя в них охотно верят все, кто завидует Западу и не желает жить своим умом. Против «варяжских» воззрений на древнюю Русь возражал ещё М.В.Ломо­носов. Но наиболее убедительно они опровергаются археологией: Змиевы валы́, тянущиеся по югу нынешней Украины, — их неоспоримое опровержение.

Создание и эксплуатация стратегической фортификационной системы протяжённостью в тысячу километров с глубиной эшелонированной обороны до 200 км в условиях дикости и племенной раздробленности невозможно.

Это требует высокой культуры, эффективной и быстродействующей организации, охватывающей население огромной территории, что просто невозможно без единого языкового пространства. И всем этим обладали древние русичи в первые века нашей эры, когда построили и эксплуатировали Змиевы валы́. 12 мая 2004 г. по Первому каналу российского ТВ был показан документальный фильм о Змиевых валах «Славянские пирамиды». Фильм доступен в Интернете, в частности по ссылке: http://video.yandex.ru/users/arni-raj/view/701/.

Единая государственность должна была обладать единым языком, который Кирилл и Мефодий с приходом христианства только адаптировали таким образом, чтобы мировоззренчески замкнуть ту часть населения, что приняла новое вероучение от тех, кто стремился сохранить старое вероучение. Именно на формирование нового мировоззрения славян был нацелен проект создания церковно-славянского языка поскольку на новый язык Кирилл и Мефодий перевели Евангелие.

Новый язык представляет собой очень искусную, сложную и творческую переработку. В результате тщательного учёта фонетического состава старославянского языка новый алфавит имел все буквы, необходимые для правильной передачи этого языка. Пригоден был этот алфавит и для точной передачи русского языка, в IХ—Х вв. русский язык уже несколько отличался в фонетическом отношении от старославянского (http://www.km.ru/referats/2D19C60B4F8049F18F3B56954D650BF1).

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах — фразеологизмах:

  • Знать на ять — знать досконально, на отлично.
  • Прописать ижицу — проучить как следует, высечь, наказать.
  • Стоять фертом — стоять руки в боки, как буква Ф
  • Сперва аз да буки, а потом и науки — т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

Создание праздника

Впервые День славянской письменности начали отмечать в Болгарии в 1857г. В России — в 1863 г., впервые на государственном уровне, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по новому стилю).

К сожалению, долгое время он был незаслуженно забыт.

В нашей стране возродили праздник славянской письменности и культуры в 1986 г. в Мурманске под руководством писателя Маслова Виталия Семёновича.

С 1991 г. Указом Президента РФ празднику придан государственный статус.

Однако до 2010 года, в том числе в годы советской власти, празднование Дня славянской письменности и культуры проходило в различных регионах страны и не имело чётко прописанного сценария.

16 марта 2010 года Президент Российской федерации подписал Указ № 323 «О праздновании Дня славянской письменности и культуры», согласно которому постоянным местом празднования была определена Москва.

Каждый год какой-либо новый город становится центром этого празднования. К нему приурочиваются научные конференции и семинары по проблемам славянской письменности, организуются книжные выставки и концерты, в школах проводятся уроки, посвященные памяти Кирилла и Мефодия.

110 лет со дня рождения М.А.Шолохова (1905—1984)

«… Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив…»

М. Шолохов. Из Нобелевской речи

Редко, кому из известных деятелей культуры удаётся добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Ещё при жизни он получил звание академика, Героя Социалистического Труда, стал Лауреатом Государственной и Ленинской премий, получил престижную Нобелевскую премию. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта.

Биография писателя

Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая (24 мая) 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской Области Войска Донского. Мать, украинская крестьянка, служила горничной. Была насильно выдана замуж за донского казака-атаманца Кузнецова, но от него ушла к «иногороднему», богатому приказчику А. М. Шолохову. Их внебрачный сын вначале носил фамилию первого мужа матери, считался «казачьим сыном» со всеми положенными привилегиями и земельным паем. Однако после смерти Кузнецова (в 1912 г.) и усыновления родным отцом стал считаться «сыном мещанина», «иногородним» и все привилегии потерял.

Образование ограничилось четырьмя классами гимназии — дальше была война.

Поэты рождаются по-разному, — скажет он позже. — Я, например, родился из гражданской войны на Дону.

С 15-ти лет начинает самостоятельную трудовую деятельность. Сменил множество профессий: учитель школы ликбеза, служащий станичного ревкома, счетовод, журналист… С 1921 года — «комиссар по хлебу», на продразверстке. За «превышение власти на хлебозаготовках» был приговорён трибуналом к расстрелу (заменили тюрьмой — условно)…

Осенью 1922 года М. Шолохов приезжает в Москву, пытается поступить на рабфак — не берут: не состоит в комсомоле. Живет случайными заработками. Посещает литературный кружок «Молодая гвардия», пробует писать, публикует фельетоны и очерки в столичных газетах и журналах. Эти опыты подтолкнули к созданию «Донских рассказов» (1926 г.), которые сразу обратили на себя внимание.

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев:

Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины — партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, — мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»… Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова… Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему.

Творческий путь писателя

По Художественным и публицистическим произведениям Шолохова можно изучать историю нашего государства, настолько они правдивы, монументальны и многогранны. Он отображает жизнь такой, какой она была.


В середине двадцатых годов начинают печататься «Родинка», «Пастух», «Продкомиссар» — произведения позже объединенные писателем в «Донские рассказы». В них Шолохов покажет беспощадную правду гражданской войны, которая разделила вчерашних друзей, даже членов одной семьи на два непримиримых лагеря. Смертельная схватка между борцами за новую жизнь и теми, кто отстаивал старые порядки, хотел повернуть страну на старые рельсы, — основная тема «Донских рассказов». В этих произведениях Шолохова нет «счастливых», «благополучных» концовок, так как не может быть счастья и покоя, душевного равновесия в такой кровавой круговерти.

Параллельно с работой над рассказами писатель приступает к созданию широкого полотна о жизни донского казачества накануне революций и до гражданской войны. Над романом-эпопеей «Тихий Дон» Михаил Александрович работал вплоть до 1940 года, обращался к нему и позже.

Центральное место в романе занимают события гражданской войны на Дону, и в частности история верхнедонского контрреволюционного восстания казаков. Эта страница гражданской войны до Шолохова была плохо изучена историками. Писатель проделал громадную работу, собрав большое количество подлинных документов, воссоздал действительную картину тех трагических событий.

С большой теплотой рисует Шолохов портреты стойких борцов за новую жизнь. Это — сын батрака Михаил Кошевой, машинист мельницы Иван Котляров, профессиональный революционер Штокман, верный солдат революции Бунчук и многие другие. В романе представлены и те, кто хотел удержать старые порядки. Это семейство хуторских богатеев Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии, иностранные интервенты.

В романе «Тихий Дон» Шолохов показал судьбы народа в годы революции и гражданской войны. В шатаниях казачества между революцией и контрреволюцией проявилась двойная природа психологии мелкого собственника.

Писатель гениально показал все перипетии жизни человека на изломе истории на примере жизни Григория Мелехова. Он говорит о жизни:

…ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться… Блукаю я, как метель в степи…

В романе «Тихий Дон» Шолохов сочетает эпическое изображение великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей.

Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью зовет.
Гремит гроза, иль ясен небосвод,
Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет,

Как в первый раз, придет к нему, и вот-
Всё мелкое ушло. Душа бездонней.
Святая жажда дела жжёт ладони,
Святая жажда правды сердце жжёт.
(Николай Рыленков)

Параллельно с работой над заключительными главами романа «Тихий Дон» Шолохов работает над романом о коллективизации, названном впоследствии «Поднятая целина». Как и «Тихий дон», новый роман — о жизни народа в страшный период ломки народной психологии. Только теперь это период преодоления вековых предрассудков, поворота простых тружеников к новым формам жизни. В «Поднятой целине» действие происходит в условиях упрочившегося советского строя, когда сознание основой массы казачества значительно выросло, понимание преимуществ новой жизни легче проникает в массы, а антисоветская агитация врагов народа находит все меньше сторонников. Наиболее ярко психология казачества рисуется в таких массовых сценах, как собрание по поводу организации колхоза, «бабий бунт», приезд Давыдова в бригаду, отказавшуюся работать, открытое партийное собрание колхозников… Шолохов писал роман на богатом материале окружавшей его действительной жизни; писатель показал, что поворот в народном сознании произошел не сразу и не легко.

Началась Великая Отечественная война, и писатель-гуманист не остался в стороне от борьбы. В военных корреспонденциях, очерках «На Дону», «На юге», «Военнопленные», «В казачьих колхозах» писатель раскрывает античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны. В 1943 году Шолохов начал работу над романом «Они сражались за Родину». Произведение повествует о тяжёлых днях отступления под натиском мощной военной машины Германии, о смертельной схватке под Сталинградом, переломившей весь ход войны.ч

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь — подвиг.

После войны, в 1957 году, когда над миром возникла угроза новой мировой катастрофы, Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека», чтобы напомнить о тех ужасах, которые больше не должны повториться. В небольшом по объёму произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны.

Андрей Соколов — советский человек, мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы.

Творчество Шолохова оценено по достоинству. Он лауреат всех возможных премий и наград отечественных, а в 1965 году удостоен Нобелевской премии за роман «Тихий Дон». Его произведения достойно вошли в русскую классическую литературу.

Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего, связь с народом.

Книга — дело выстраданное,

— говорил он на II Съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была; о том, что к оценке художественного произведения следует подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мнению писателя, право на жизнь имеет только то искусство, которое служит интересам народа.

Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу,

— сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии в 1965 г.

Последние годы

До конца дней жил в своём доме в Вёшенской (в наше время музей). Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Ленинскую премию за роман «Поднятая целина» передал в распоряжение Каргинского сельсовета Базковского района Ростовской области на строительство новой школы, Нобелевскую — на постройку школы в Вёшенской. Увлекался охотой и рыбной ловлей. С 1960-х годов фактически отошёл от литературы. Писатель умер 21 февраля 1984 года. Похоронен Михаил Шолохов в станице Вёшенской на берегу Дона, но не на кладбище, а во дворе дома, в котором жил. О Шолохове был снят документальный фильм «Писатель и вождь».

Именем писателя назван астероид 2448 Шолохов.

2005 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Шолохова (к 100-летию).

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/110/109659/img15.jpg

Оценка творчества М.А.Шолохова

…Замечательное явление нашей литературы — Михаил Шолохов, — говорил А. Толстой… — Он пришёл в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях   социальной  борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности — произведение общерусское, национальное, народное».

Произведение Шолохова является мастерским, — писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». — Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму…

Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…(К. Федин).

Много славных рек проложили свой путь по нашей земле. Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных: Нева — Пушкин, Днипро — Шевченко, Волга — Горький, Дон — Шолохов… (С.В.Михалков)

Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.

Материалы по теме азбуки:

http://www.xpomo.com/ruskolan/liter/perv_azb.htm

http://dostoyanieplaneti.ru/articles/kirill-i-miefodii-nie-sozdavali-russkoi-azbuki

http://mordikov.info/kirill.html

http://ria.ru/spravka/20120524/655319867.html

http://www.km.ru/referats/2D19C60B4F8049F18F3B56954D650BF1 — интересные факты про Кирилла и Мефодия, что в тексте не использованы

Материалы по Шолохову:

http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00053501184773068154

http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Шолохов._Жизнь_и_творчество

http://www.kazedu.kz/referat/40691