16

Почему слабое внимание растрачивает силы попусту?
0

Автор вопроса: Timber
9 месяцев 22 дня
         
         
Спрятать статью

Почему слабое внимание растрачивает силы попусту?

 
Аналитика КОБ - 1 приоритет (мировоззренческий)
 

slaboe vnimanie

Внимание очень сильно влияет на нашу работоспособность и производительность, чем-бы мы не занимались.

Что такое внимание?

Внимание - это способность сосредотачивать те или иные ресурсы психики. Как правило, внимание работает в режиме “прожектора”, когда мы выделяем и сосредотачиваемся на чём-то одном, сопровождая этот объект в течении некоторого времени. В этом случае бессознательное также направит свои ресурсы на сопровождение этого объекта. Другой режим внимания - “локатор”, когда внимание занимается поиском объекта с некоторыми признаками в области сознания. В этом случае ресурсы бессознательного, найдя искомый объект, выдадут его на уровень сознания. Внимание может быть подчинено как собственной воле, так и внешним силам - отсюда и устойчивое словосочетание “завладеть вниманием”.

 

Вам наверняка знакома ситуация: целый день на работе (или учёбе) что-то делали, в итоге сильно устали, а практически ничего не сделано. Дело в том, что мы очень часто распыляем внимание между огромным количеством различных вещей. То телефон зазвонил, то отвлекли коллеги, пришло сообщение в скайп, и т.д. По некоторым оценкам, производительность при постоянных отвлечениях составляет всего 7% от производительности без отвлечений. Вдумайтесь: 93% нашего ресурса просто растрачивается за зря! Вот вам и усталость без результата. Не умея управлять своим вниманием, решение многих внутренних конфликтов и проблем психики если не практически невозможно, то крайне тяжело. Как в своё время писал А.С. Пушкин,

Блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою.

 

В своей книге “Сосредоточение” Э. Вуд писал, “Успех в изучении чего бы то ни было возрастает пропорционально тому сосредоточению, с каким мы отдаём себя этому делу”. Действительно - когда вы научитесь достаточно сильно концентрировать своё внимание на каком-то предмете, вы увидите, сколько новых мыслей об этом предмете начнут приходить в голову, будто силой вашей мысли предмет сам “раскрывается” перед вами. Поэтому важно учится держать свою мысль “на привязи” :)

 

Для желающих использовать силы более эффективно и меньше уставать, два простых упражнения на управление вниманием:

Упражнение 1: Следим за секундной стрелкой

Это простейшее и широко известное упражнение поможет вам проверить насколько развита ваша способность концентрировать внимание, и улучшить эту способность.
Для этого вам понадобятся стрелочные часы (наручные, настенные, или какие-то ещё - совершенно не важно). В этом упражнении нужно следить за секундной стрелкой, не отвлекая внимание ни на что другое. Причём не отвлекать не только глаза, но и мысли. Ваша задача: пронаблюдать за стрелкой хотя-бы одну минуту не отвлекаясь. Возможно, у вас сразу не получится минута, а получится 5-10-20 секунд. Сделайте несколько попыток (их может потребоваться много), доведите показатель до одной минуты. Достигнув этого, постарайтесь дойти до трёх минут. Всё это не обязательно делать в один день, можно растянуть на несколько дней. И ничего страшного, если не получится.

 

Упражнение 2: Слежение за вниманием в течении дня

Выберите один день в неделе (рабочий), распланируйте его. В течении этого одного дня, следите за тем как разные вещи отвлекают ваше внимание, будь то события, люди, сообщения, дети, и т.п. Старайтесь не реагировать ни на какие отвлечения, и действовать по своему плану, естественно кроме случаев, когда событие касается непосредственно вас и требует вашего немедленного вмешательства (но даже в таком случае подумайте - действительно ли нужно вмешиваться?). В случае если ваше внимание отвлечено чем-то неважным, постарайтесь спокойно отметить это, принять, и вернуть своё внимание на запланированную работу. Для себя отметьте, насколько сложно было игнорировать события не касающиеся вас, насколько сложно удерживать внимание на предмете? Было ли у вас чувство дискомфорта? Какие явления были наиболее отвлекающими? Как часто вам не удавалось проигнорировать событие, и сколько времени вы потратили на эти реакции?


Обратите внимание на разные режимы работы внимания. Ваше внимание работает больше в режиме “прожектора” или “локатора”?