9

Распространение в обществе отклоняющегося поведения?
0

Автор вопроса: Timber
10 месяцев 20 дней
         
         
Спрятать статью
 
РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ



«Одним из источников изменения в обществе служит распространение отклоняющегося поведения». Толкотт Парсонс.

Общество никогда «не стояло» на месте. Структурные его изменения обуславливаются динамичностью системы, прогрессирующим, в частности, продвижением науки и технологий. Но как ни крути «маховик» развития можно повернуть вспять, запустить регрессирующую модель, так скажем, эволюционирования общества в корыстных интересах политической элиты, беспечно существующей в данном обществе.

О чём же толкует американский социолог Т. Парсонс? Он говорит о том, что, к сожалению, в социуме наблюдается «пробоина» – распространяются модели поведения, которые ни коим образом не вписываются в органичную и лаконичную схему существования «утопического» мира сего, - отклоняющееся, или девиантное (делинквентное), поведение, не соответствующее общепринятым нормам и канонам «неписаной конституции» общества.

«Без очереди» врывается интригующий вопрос: кто и зачем? Ни одно современное общество не обходится без укоренившейся в верхах политической элиты – группы привилегированных людей, всецело задающих темпы его развития. В их руках достаточное множество инструментов «правосудия»: физическое воздействие с помощью органов принуждения, а также и «интеллектуальное»: средства массовой информации.

Я считаю, что источником всех бед являются именно СМИ. Именно это Парсонс и подразумевает, ведь главнейшая их функция – распространение различного рода информации.

Стоит взглянуть на российское федеральное (да и не только) телевидение. Взять, к примеру, телеканал ТНТ. Детище «Газпром-Медиа Холдинг», любвеобильно финансируемое крупнейшими бизнесменами нашей России, сутки напролёт агитирующее нашу молодёжь мобилизоваться в девиантов. «Дом-2», «Comedy Club», «Физрук», «Деффчонки»… «Сериалы-ситкомы «Универ» и «Интерны» прямым текстом в своих сюжетах заявляют, что в вузе и больнице нужно заниматься чем угодно, но никак не учёбой и лечением больных.

Какие конкретные модели и установки отклоняющегося поведения пропагандирует сериал «Универ»? Он открыто заявляет, что столичное высшее учебное заведение (а также студенческое общежитие) – доступная площадка для каждодневного употребления чрезмерного количества алкоголя и сигарет, наркотиков, а также поиска партнёров для «свободных» отношений с регулярным занятием «любовью» в самых экстравагантных местах. Кто-то спросит: «Да кто вообще канет в эту Лету?» А кто-то тут же ответит: «Осуществляется формирование ложного образа положения дел в российских вузах, в коих даже ректор не брезгует посмотреть на «страстные» танцы своих студенток в свободное время за «зачёт».

Если «Универ» только моделирует девиантов, которых, в принципе, ещё не так много в мире, они преимущественно есть пока что только за экраном «ящика», то «долгоиграющее» шоу «Пусть говорят» на Первом федеральном канале гостеприимно приглашает в «Останкино» их настоящих поделиться «потайными каморками» своей увлекательной жизни. Ежедневные выпуски, о которых, как гласит лозунг: «невозможно молчать», показывают зрителю явных девиантов: педофилов, девушек «лёгкого поведения», малолетних убийц, маразматических пенсионеров. В мозгу у любителей данной передачи, с трепетом ждущих очередной выпуск, складывается следующая картина: наша страна полна диссоциально-расстроенных личностей – социопатов. У людей с отсутствием критического мышления появляется желание быть ближе к данной группе людей, стать ими и с радостью ждать, пока их пригласят прямиком к Андрею Малахову в кулуары «Останкино». Возрастает «популярность» социальных пороков.

Собственно, какие же изменения несёт в себе деятельность СМИ? Рост количества молодых людей, в полной мере осознавших «жизнь общажную». Появление непрофессиональных специалистов, халатно относящихся к сфере своей деятельности. Рост числа «дебоширов»: если это обсуждается на уровне всей страны на федеральном канале в прайм-тайм, значит, быть эдаким – актуально.

Если СМИ – бессовестный источник распространения отклоняющегося поведения, то русская классическая литература (не вся, конечно) – «совестный». Классик моделирует социопата, но снабжает его действия подробным анализом, в итоге разоблачая порочность субъекта. Писатель доверяет читателю, даёт ему возможность самому выявить «паразита», преподносит «универсальный рецепт», с помощью которого можно предупредить или избавиться от девиантных мыслей и поступков.

Фёдор Михайлович Достоевский и его «Преступление и наказание». Однажды, в голове Родиона Раскольникова зарождается теория «права имеющих» и «тварей дрожащих», где вторые беспрекословно должны подчиняться первым. Родион возомнил себя приверженцем первой группы, группы сильнейших, управляющей целым миром. Вдохновлённый, жаждущий проверить теорию на практике, убивает старуху-процентщицу. При воплощении задуманного «бывший студент» понимает, что всё гораздо сложнее, чем кажется, и вторая вынужденная жертва – сестра старушенции. В «зверском» убийстве обвиняют другого человека, и в ход вступает чувство нравственной ответственности за своё поведение – совесть (которая напрочь отсутствует у героев ситкомов по ТНТ).

Хорошо продуманная теория отдаляет Раскольникова от общества. Идея-страсть убивает его личность изнутри (героя «Универа» Майкла идея-страсть только воодушевляет изо дня в день). Данная часть повествования – явное распространение отклоняющегося поведения в данном произведении, его фаталистическая составляющая.

Следующая часть произведения – духовное возрождение героя. Встреча с Сонечкой Мармеладовой начинает разрушать каноны теории Родиона. Так скажем, включается и совесть Достоевского. Он не приемлет девианта и открыто сообщает читателю – герою необходимо исправиться, и поводом для этого послужит зарождающееся высшее чувство в душе «двойного убийцы» – любовь, любовь к Сонечке, даже несмотря на то, что она – любительница «жёлтого билета». Но опять же, «продажей себя» она занимается не ради удовольствия (какое получают второстепенные героини сериала «Реальные пацаны», транслирующегося, как ни странно, вновь по ТНТ), а ради благосостояния своей бедной-бедной семьи, которая впала в ужасное состояние, благодаря своей главе, девианту Семёну Мармеладову, отцу Сони, безнадёжному пропойце.
Раскольников, всецело покаявшийся в душе за содеянное, заслужил наказание – каторгу. За ним, во имя великой любви, последовала и Сонечка. Рецепт получен. Девиант «раскроен».

Если автор произведения осуждает и Родиона, и Сонечку за их отклоняющееся поведение, то молодёжные сериалы ставят это в обыденную колею жизни.

Что же, ещё раз, говорит Т. Парсонс? Глава школы структурного функционализма отмечает, что источников изменения «настроений» в обществе – множество, а распространение отклоняющегося поведения я считаю самым действенным способом разложения современной молодёжи, так как, в частности, именно она является зачинщиком этих самых изменений.
9:45

7:00
 
6:12
 

10:00