8

Как научить ребенка читать?
0

Автор вопроса: Timber
6 месяцев 23 дня
         
         
Спрятать статью

Как научить ребенка читать, или литература как бронепоезд духа

\

Как приохотить ребёнка к чтению? Как помочь начать читать? Как, наконец, заставить ребёнка взять в руки книгу? Проблема системная. «Легко ломать, да трудно строить». Рассмотрим два уровня – житейский и социально-психологический.

На обыденном уровне всё просто.

Новых рецептов нет. Инновации тут бессильны. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский и Антон Семёнович Макаренко отмечали «решающую силу привычки» в воспитании. Волшебная сила постоянства, «структур повседневности», «вода камень точит»… Размеренный, дисциплинированный, спокойный (без надрыва и метаний), целеустремлённый быт… И «культ книги» (Василий Александрович Сухомлинский), книга (хорошая, классическая) на пьедестале, в ореоле почитания, поклонения.

Папа с книгой. Мама с книгой. Лучший подарок – книга. Традиции семейного чтения. Обсуждение прочитанного. Теле- и радиоспектакли вместо пивной рекламы. Библиотека вместо игрового зала. И время не упустить. Самый «откликающийся», сензитивный возраст – 5 – 9 лет.

Вложения окупятся сторицей – душевным контактом с ребёнком, искренней любовью – обернутся. Прочитанные книги – «спящие богатыри» (Василий Александрович Сухомлинский), они изнутри, из субъектности дитяти, будут помогать, защищать, поддерживать, по жизни вести.

В книгах – душа народа, во дни грядущих испытаний нам и нашим детям как никогда нужна будет опора, стержень, оселок. Великая русская литература – бронепоезд духа, до поры стоящий под парами на запасном пути. Но, слышите, раздаётся призывный гудок!!!

Вы скажете утопия, несбыточная мечта. «Легко сказать, да трудно сделать». Трудно, да надо. Обратимся к социально-психологическому и даже идеологическому уровню анализа проблемы.

Чтение – это не бессмысленный, гипнотический, сомнамбулический перебор телепрограмм. Чтение – не компьютерный серфинг. До чтения ещё надо дорасти, добежать, подняться.

Чтение требует концентрации сосредоточенного внимания, произвольности, волевого усилия, активизации воображения и фантазии. Серьёзное чтение не «развлекалово», а работа души. Чтение – это ТРУД. Прежде чем труд чтения превратиться в хлеб насущный для нашей души, в неутомляемую, самовоспроизводящуюся, сладчайшую потребность… Семь потов должно сойти.

А вот тут-то, чёртик из табакерки выскакивает, и хохочет. Увы, в постмодернистском обществе труд не в чести.

Комфорт, успех любой ценой, гедонизм, поиск удовольствий и острых ощущений, эффективность, понимаемая как «поменьше отдавать, побольше получать». Расслабленное состояние. Всё понарошку. «Живи – играй». «Не парься, не грузись». Не случайно молодёжь сегодня воспринимает чтение, как «напряг», обременение, нечто свойственное для одной из маргинальных групп – «ботанов», «ботаников».

Что же делать?

Понять, что «беременность сама не рассосётся», что так, вдруг дети читать не начнут. Самоустранения государства, общества, различные имитационные обманки – дорога в ад. Без чтения – нет самой важной, мировоззренческой компоненты конкурентоспособности.

Историческое будущее имеет тот народ, дети которого читают. Читателя надо формировать, любовь к чтению проектировать. Надо на всех уровнях запускать деятельность по приучению ребёнка к чтению.

Вот только несколько самых очевидных, лежащих на поверхности действий:

1. Провести санацию, очищение телевидения для детей и подростков. Ввести жесточайшую педагогичскую цензуру информации. Юристы принимают законы, экономисты занимаются экономикой… Дай Бог.

Но почему в педагогику лезут непрофессионалы, почему учитель опущен ниже плинтуса, почему учителя снисходительно поучают все кому не лень, люди, никогда не стоявшие у доски. Учитель – не менеджер, не урокодатель. Додумались, учителя литературы и того, записали в сферу услуг. Учитель – властитель дум. Учитель – «сеет разумное, доброе, вечное». Учителям надо вернуть себе достоинство, обрести голос, возглваить борьбу за умы и души детей.

Нужна защищённая, развивающая коммуникативно-знаковая среда. Взять фильмы, мультики, песни, созданные в СССР. Закупить лучшую классику народов мира. А то обрушили на ребёнка девятый вал противоречивой, неструктурированной информации. Погрузили в интернет-порно-контент, загрузили социологической рекламой, рисующей жующих, жизнерадостных дебилов как образец для подражания, провозгласили с высоких трибун «воспитывать потребителя», и ещё удивляются, ба, дети не читают!

2. Прекратить третировать русский язык и литературу в школьных программах. В 1950 году на чтение, чистописание, русский язык в начальной школе отводилось 15 часов, сейчас от 3-х до 5-ти. Это позор и вредительство. Важно ещё и качество литературы. Почему изымают, уменьшают часы на Шолохова, Маяковского, Фадеева, Горького… Кем заменяют? Зачем вводят невразумительные элективные курсы?

3.Вернуть сочинение как ГЛАВНЫЙ экзамен в гуманитарные ВУЗы, как инициацию, «тест» на зрелость, взрослость. У ЕГЭ должна быть альтернатива!!! Почему, если у нас демократия, НИКАК не учитывается мнение большей части народа? Мы выполняем чей-то политический заказ? Несём тяжкое бремя взятых на себя политиками обязательств?

И ещё, может, главное, сокровенное. Соскучился наш народ по большому, альтруистическому историческому делу. Духовное – превыше материального. Взаимопомощь, братство людей – превыше пещерного индивидуализма. Человек рождён для счастья, мечты, борьбы, подвига. Долой теплохладность терпимости – толерантности к пороку, лжи, ненависти, злобе. Очень надеюсь, что русская литература спохватится, очнётся от постмодернистского чёрного морока. «Пора, красавица, проснись»! Вновь, как всегда воспой героев, подобных Тарасу Бульбе, Павке Корчагину, Алексею Мересьеву…

И там, на кромке горизонта, пусть их встретит Дон Кихот, и с песней они направятся на встречу солнцу, к своему читателю.

Автор: Михаил Телегин, доцент МГППУ, руководитель сектора «Философия для детей»

#литература #дети #НаучиХорошему #воспитание #книги
11

12 правил обучения чтению Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы. ПРАВИЛО 1. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал. Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории. Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете. ПРАВИЛО 2. НИКАКИХ БУКВ Ребенку сложно объяснить, что «р» и «рэ» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «рэ». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, рэ, сэ). ПРАВИЛО 3. УЧИТЕ СЛОГИ, А НЕ БУКВЫ Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове. Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.ПРАВИЛО 4. ПОВТОРЯЙТЕ Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке. Но при

... Показать больше...
2

Необходимо читать детям вслух почти с рождения, с полугода- читать и показывать книжки с картинками. Так вырабатывается устойчивый навык работы с книгой. Позже, к году, подключаются кубики с буквами. Уменее читать приходит рано и естественно. Только одно "но": заниматься, играя, нужно постоянно.

1

Я дочь учила не помню по чьей методике, но смысл был такой, что сначала звуки (Б, а не БЭ, М, а не ЭМ), потом слоги, потом односложные и двусложные слова (типа "дом", "сок", "баня", "каша"), а дальше она как-то сама научилась.
А названия букв мы вообще упустили, в школе потом алфавит долго не запоминался. Но это не страшно, запомнился, никуда не делся.